В этом году победителем республиканской олимпиады по финансовой грамотности стала учащаяся 11 класса Кожемякина Юлия (Гомельская Ирининская гимназия).

При выполнении тестовых заданий заключительного этапа она сумела набрать 84 балла из 100 возможных. Мы взяли у Юлии небольшое интервью, чтобы ближе познакомиться с самой финансово грамотной старшеклассницей Беларуси и узнать больше о ее успехах и увлечениях.

– Юлия, как вы узнали об олимпиаде по финансовой грамотности?

– Об Олимпиаде я узнала, когда еще была в 6 классе. Моя мама рассказала мне о ней. По вечерам она рассказывала мне разные финансовые истории – объясняла, как сберегать и как разумно тратить, как составить личный финансовый план, как работают банки, какие операции они проводят и много-много других интересных вещей из мира финансов. Знания, которыми моя мама делилась, вдохновили меня. Я стала интересоваться финансовой грамотностью, управлением деньгами и планированием бюджета.

– Тогда-то вы и решили принять участие в Олимпиаде и победить?

– Да, я участвовала три года подряд в олимпиаде по финансовой грамотности, но на области ничего не занимала. Мама поддерживала меня все это время, помогая и направляя. А конкретно в этом году я готовилась очень долго, начала примерно недели за две до областного этапа и вплоть до республиканского. Я читала сайт Национального банка, Единый портал финансовой грамотности (fingramota.by), но в основном меня готовила моя мама. Она – главный источник моих знаний.

– Какие знания или навыки, полученные в процессе подготовки, вы считаете наиболее ценными?

– Все знания ценные в этой области. Они помогут мне и тем, кто участвовал в олимпиаде, в будущем. Потому что наше финансовое благополучие зависит в первую очередь от нас самих, от наших знаний, умений и навыков.

– Какой совет вы получили от ваших наставников или учителей, помогали ли они вам в достижении вашей цели?

– "Важно внимание, соображение и применение знаний," – говорил мне Костюшко Евгений Евгеньевич, мой учитель обществознания. Его стиль ведения уроков очень необычный, мы постоянно развиваем логическое мышление, нужно помнить большое количество информации. Он также готовил меня к олимпиаде.

– Стала ли победа в олимпиаде для вас неожиданностью или вы были уверены в своей победе?

– Я была уверена, что моих знаний хватит на то, чтобы победить, но в то же время я и сомневалась. А вдруг не повезет? А вдруг я просто забуду что-то? А вдруг я перенервничаю? В итоге все сложилось удачно.

– Какие темы в области финансовой грамотности вас больше всего интересуют? Почему?

– Больше всего меня интересует тема денег (белорусских банкнот и монет, их подлинности и т.д.), а также страхование и налоги, так как это были самые сложные темы.

– Какой вопрос в тестовых заданиях на ваш взгляд самый интересный?

– Для меня самое интересное задачи. Я математик и хорошо их решаю, возможно, это и послужило причиной моей победы.

– Может, были вопросы, которые вызвали затруднения при выборе ответа?

– Были вопросы, ответ на которые я просто забыла или не обратила внимание на маленькие детали. Однако, несмотря на эти моменты, мне удалось успешно справиться с заданиями.

– Как думаете, насколько важно изучать финансовую грамотность в школе?

– Я считаю, что включение финансовой грамотности в школьные программы чрезвычайно важно. Некоторые аспекты этой темы уже освещаются в обществознании, но, на мой взгляд, их необходимо расширить. Эти знания и навыки явно пригодятся в жизни каждому ученику.

– Юлия, пользуетесь ли вы в жизни советами по финансовой грамотности? Как вам помогают приобретенные знания (навыки) в финансовой сфере?

– Пользуюсь, применяю. Они как минимум помогают мне больше разобраться во "взрослых" делах – налогах, кредитах и вкладах, в чем лучше хранить сбережения и так далее.

– Какие шаги вы предпринимаете для управления своими личными финансами?

– Моими финансами пока что в основном управляет мама, но я доверяю ей и потихоньку начинаю сама втягиваться в это.

– Как знакомые и друзья отнеслись к вашей победе?

– Все были очень рады, а кто-то даже плакал от счастья. В меня все верили, на меня была возложена надежда.

– Довольны ли вы призом? Поделитесь секретом, на что потратите деньги?

– Да, я очень довольна призом, но пока не планирую его тратить. Буду копить. Возможно, позже я решу приобрести второй монитор.

– В чем, по вашему мнению, секрет победы в олимпиаде?

– Секрет победы в Олимпиаде, на мой взгляд, заключается в умении справляться с эмоциональной и психической нагрузкой. Очень легко перенервничать и забыть важные моменты, поэтому важно сохранять спокойствие и сосредоточенность. Участие в других олимпиадах и мероприятиях помогло мне привыкнуть к таким ситуациям и научиться держать себя в руках.

– Чем вы любите заниматься в свободное время?

– Играю в компьютерные игры, занимаюсь спортом, люблю коньки и лыжи, обожаю рыбачить. Я в целом люблю природу и животных.

– Поделитесь планами на ближайшее будущее. Какие из новых вершин планируете покорять?

– В ближайшем будущем я планирую поступление в ВУЗ. Пока что конкретных планов на более отдаленное будущее у меня нет. Я намерена провести много времени с семьей и друзьями, а также поехать на лыжный курорт с мамой и парнем.

– Напоследок расскажите, какие советы вы бы дали будущим участникам олимпиады?

– Стоит начинать участие не в 11 классе, а хотя бы с 9 класса, чтобы повысить свои шансы на победу. Так вы будете лучше знакомы с типом заданий и процессом их выполнения. Также важно следить за новыми тенденциями и изменениями – они часто появляются в заданиях. При подготовке обращайте внимание на актуальность материалов из прошлых лет, чтобы не запутаться.