В сентябре 2015 года в рамках совместного проекта Национального банка и Альянса за финансовую доступность "Содействие региональному сотрудничеству в области обеспечения доступа к финансам в Восточной Европе и СНГ" было проведено исследование оценки финансовой доступности в Беларуси.
Данные исследования имеют высокую практическую значимость, они помогают определить характеристики и потребности тех групп населения, которые не охвачены или недостаточно охвачены финансовыми услугами, а также барьеры, мешающие людям получить доступ к финансовым услугам и воспользоваться ими.
Такое исследование проводится в Республике Беларусь второй раз (первое исследование проводилось в 2012 году в рамках совместного проекта Национального банка и АФД "Оценка степени доступа к финансам: развитие обоснованной политики доступа к финансам в Беларуси"), что позволяет сделать сравнительный анализ некоторых показателей с целью мониторинга ситуации с доступом населения страны к финансам.
Второе исследование проводилось специалистами государственного научного учреждения "Институт социологии Национальной академии наук Беларуси". В ходе него опрашивалось взрослое население страны в возрасте от 18 лет. Общий объем выборки составил 2500 респондентов из всех областей республики.
Как показало исследование, большинство граждан страны являются потребителями лишь базовых финансовых услуг, среди которых наиболее распространенными являются текущий банковский счет и дебетовая карта. В группу наиболее востребованных услуг также вошли интернет-банкинг и страхование автотранспортных средств. Наименее популярные у белорусов финансовые услуги и продукты – это акции, кредиты на приобретение автотранспортных средств, займы кредитных кооперативов и небанковских учреждений, кредиты на образование и на сельскохозяйственные нужды, депозитные сертификаты, экспресс-кредиты, ипотека, размещение средств в кредитных кооперативах (этими услугами пользуются менее 5% опрошенных).
Среди услуг кредитования лидируют кредиты на потребительские нужды. Для сбережений и инвестирования белорусы чаще всего пользуются сберегательными счетами и срочными депозитами. Среди услуг страховых компаний наиболее распространены страхование собственности и страхование транспортных средств, в большинстве случаев имеющие обязательный характер. Среди категории различные виды финансовых услуг наиболее распространенными среди жителей и домохозяйств страны являются текущий счет, дебетовая карта и интернет-банкинг.
С целью оценки степени использования финансовых услуг населением Беларуси был рассчитан общий индекс финансовой доступности (TFI-1) для граждан и домохозяйств и вычислены общие индексы финансовой доступности (TFI-2) по видам услуг (расчетно-кассовые, кредитные, сберегательные, страховые).
Общий индекс финансовой доступности (общий уровень охвата финансовыми услугами) в 2015 году составил для индивидов 90,3%, для домохозяйств – 98,6% (в 2012 году общий индекс финансовой доступности был равен для индивидов 85,8%, для домохозяйств – 74,6%). Доля населения, полностью либо практически полностью исключенная из финансового рынка страны, остается достаточно большой – 9,7% граждан вообще не используют финансовые услуги, 22,6% являются пользователями базового уровня (в 2012 году эти показатели составили 14,2% и 38,6% соответственно). Таким образом, в последние несколько лет сложилась положительная тенденция к росту вовлеченности граждан страны в использование финансовых услуг.
Общие индексы финансовой доступности по видам услуг. В наибольшей степени жители страны охвачены расчетно-кассовыми услугами – 85% (в 2012 году этот показатель составил 69,5%). Второе место по распространенности занимают услуги страхования (незначительное изменение). На третьем месте находятся кредитные услуги. Услугами кредитования охвачен примерно каждый четвертый респондент (порядка 24% опрошенных имеют кредит). В наименьшей степени белорусы охвачены услугами, позволяющими делать сбережения и инвестиции (незначительное изменение).
Наиболее популярными парами финансовых продуктов и услуг, используемыми жителями Беларуси, являются расчетно-кассовые услуги в сочетании с услугами страхового, кредитного и сберегательного сегментов финансового рынка.
Уровень использования финансовых продуктов и услуг зависит от социально-демографических характеристик респондентов: опрошенные младшей (16 – 25 лет) и старшей возрастных групп (66 лет и старше), с низким уровнем образования, невысоким социальным положением, проживающие в сельской местности, не имеющие постоянной работы и стабильного дохода, отличаются заметно более низким уровнем использования финансовых услуг и продуктов от представителей остальных групп населения.
Результаты исследований были представлены средствам массовой информации 3 декабря 2015 года в Национальном банке. Данные материалы будут использованы Национальным банком в проводимой работе по развитию финансового рынка, улучшению доступа к финансам и повышению финансовой грамотности населения Республики Беларусь.