Эксперт Всемирного банка Дэвид Томас  (ранее финансовый омбудсмен Великобритании) поделился лучшими мировыми практиками по созданию и функционированию институтов финансового омбудсмена, опытом внесудебного разбирательства возникающих споров.

"Я прибыл в Беларусь по просьбе Всемирного банка, чтобы рассказать белорусским коллегам о том, каким образом служба финансового омбудсмена работает в мире. В Беларуси я первый раз и пока не могу сказать, насколько будет эффективна такая служба для страны. Решение о создании института финансового омбудсмена обычно принимается Правительством или Центральным (Национальным) банком страны. Обычно процесс создания службы финансового омбудсмена (с момента принятия решения до реального начала работы омбудсмена) занимает около двух лет", - отметил Дэвид Томас. 

Офис финансового омбудсмена (Примирителя финансовой системы) призван урегулировать споры, возникающие между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями путем выработки ими взаимоприемлемого соглашения.

Обратиться к финансовому омбудсмену за помощью можно бесплатно, в отличие от решения споров в суде. Процесс рассмотрения жалоб простой, быстрый и открытый. Офис Примирителя финансовой системы действует на основе широко признанных принципов деятельности, обеспечивающих эффективность деятельности структуры:

Беспристрастность, которая обеспечивается:

посредством системы независимого правления ;

посредством системы финансирования (например, деятельность Примирителя финансовой системы может финансироваться финансовыми организациями).

Прозрачность, которая обеспечивается:

доступностью информации, процедура принятия и рассмотрения дел публикуется на сайте Примирителя;

путем опубликования периодических отчетов, которые содержат сведения о бюджете Примирителя финансовой системы, а также в них даются итоги по рассмотренным требованиям.

Эффективность, которая обеспечивается:

бесплатным характером услуг, предоставляемых Примирителем;

скоростью рассмотрения требования;

легкостью процедуры, в частности, во время представления и рассмотрения требования нет необходимости адвоката.

Справедливость, которая обеспечивается:

возможностью проведения слушаний, стороны имеют право потребовать проведение очных слушаний.

Обращение к финансовому омбудсмену не препятствует последующему обращению в суд, но на период рассмотрения спора физическое лицо обещает в суд не обращаться. До подачи заявления омбудсмену, клиент обязан направить жалобу в адрес финансового учреждения. Для финансовых учреждений решение омбудсмена обязательно к исполнению.

По словам эксперта Всемирного банка, создание института финансового омбудсмена выгодно и государству, и финансовому сектору, и рядовым гражданам. Это делает страну более привлекательной, улучшает ее репутацию на международном финансовом рынке. В свою очередь финансовые учреждения получают возможность профессиональной и последовательной помощи, снятия несправедливого обвинения. Гражданам финансовый омбудсмен помогает в самых разнообразных вопросах: провести реструктуризацию долга, содействовать получению кредита, проверить законность действий финансового учреждения, бесплатно получить квалифицированную консультацию, разъяснение  и др.